суббота, 31 июля 2010 г.

«Письма из Сарова»

Архимандрит Сергий (Страгородский)
«Письма из Сарова»

1903 год, 19 июля
Саров.

Милый мой В.А.!

Слава и благодарение Господу. Совершилось то, о чем так много говорили и писали, к чему так усиленно готовились, чего с таким нетерпением ожидали. Состоялось торжество прославления угодника Божия, преподобного отца нашего Серафима.

Вчера в шесть часов вечера началось торжественное всенощное бдение. В собор Успенский впускали особенно как-то строго... От этого в дверях страшная теснота и давка. И я, хотя назначен был в служение, едва-едва попал внутрь собора... К самому началу богослужения изволили пожаловать их величества и особы царской фамилии. Собор был наполнен лицами государевой свиты, дворянством, земскими начальниками, старшинами, хоругвеносцами, приезжей интеллигенцией, духовенством... Чудное пение митрополичьего хора действительно способно было приподнимать еще выше и без того уже приподнятое настроение. На "Господи воззвах..." пели уже стихиры преподобному по изданной (пока не для продажи) службе ему. Некоторые из стихир здесь же, в Сарове, были положены на ноты регентом И.Я.Терновьш...

Но вот приблизилось время выхода на литию... При пении литийных стихир двинулась из Успенского собора в церковь Зосимы и Савватия процессия. Впереди несли фонари и хоругви, далее шли парами певчие и белое духовенство, за ними отцы архимандриты. Процессию заключали преосвященные владыки. За ними изволили следовать их величества и их высочества, а также лица государевой свиты. С колокольни все время раздается чудный Саровский трезвон. Народом усеяна вся монастырская площадь... А солнце как-то особенно ласково на этот раз посылало вниз свои лучи... В воздухе абсолютная тишина... Наступила великая минута...

Вот мы уже у Зосимовской церкви... Вся процессия, до белого духовенства, остановилась у церкви на улице, быстро и скоро развернувшись в обратном порядке. Все же остальные, с особами Царствующего Дома, вошли в самую церковь... Как-то жутко страшно было и входить в церковь, скрывавшую временно великую святыню... Трепетно было и ко гробу приближаться. Молча мы окружили гроб со святыми мощами... Молча владыка митрополит окадил его. Его величество опустился на колени. За ним опустились на колени и прочие особы Царствующего Дома... Нужно поднимать и выносить гроб... Вот мы молимся перед ним... Вот приближается к нам его величество, а за ним великие князья. Помолившись, мы гроб взяли на руки и направились к выходу из церкви. Впереди всех нес гроб сам царь. Царицы и княгини следовали за гробом... Вот мы показываемся в дверях церкви... И все это море народа, как один человек, имея в руках зажженные свечи, опускается на колени. В дверях Зосимовской церкви гроб со святыми мощами был поставлен на обитые зеленым бархатом носилки, покрыт чудной пеленой малинового цвета и в таком виде поднят нами на обозрение всего народа... Впереди всех несли носилки его величество и великие князья, далее архимандриты. Сзади всех — владыки. Гроб со святыми мощами возвышался над всей толпой и был виден отовсюду. Гудят колокола, поют певчие. А из среды народа доносятся рыдания, всхлипывания, молитвенные возгласы: "Преподобие отче Серафиме, моли Бога о нас". И если бы ты, дорогой мой, видел эти наполненные слезами глаза, с беззаветной верой обращенные на гроб; если бы ты слышал эти стоны не тела, а самого сердца, полагаю, — и сам не удержался бы от слез!.. И понятными тебе стали бы все эти рекой льющиеся в ответ на глубокую веру чудеса.

А как умилительно было зреть царя в эти минуты!.. Монарх величайшей державы, обладатель сотни миллионов человек склонился перед тем подвижничеством, которым прославился старец, перед его великим молитвенным подвигом, перед его непосредственной близостью ко Господу... Склонились перед этим у гроба преподобного сотни тысяч народа верующего... От всей верующей русской земли принес поклон старцу-подвижнику сам царь-богомолец... И вот когда, убежден, он был воистину одно с народом, и народ слился с ним!.. Царицы и княгини шли позади гроба-Остановки процессии были на юго-западном углу собора, и затем на сторонах южной, восточной, северной и западной... На каждой из пяти остановок читалось по одному прошению литийной ектении... Лития закончилась благословением хлебов в соборе. В собор был внесен и гроб со святыми мощами, предварительно снятый с носилок. Еще закрытый, — он поставлен на середине церкви.

После первой кафизмы сказал прекрасное слово, ответившее на многие вопросы, волновавшие ум, преосвященный Иннокентий. И вот уже прочитана и вторая кафизма... Все служащие вышли на середину храма. Владыки — на кафедре за гробом со святыми мощами, мы — по левую сторону гроба в один ряд... Всем раздаются свечи... Со свечами уже стоят и их величества... В соборе тишина... Старец-игумен подносит его высокопреосвященству на блюде серебряный ключ от гроба с мощами... Владыка сходит с кафедры... И едва только раздался звук отпираемого замка, как вся церковь сейчас же опустилась на колени. Царь и царица первые показали тому пример... Громогласно, стройно, величественно запели служащие угоднику Божию впервые здесь, на земле: "Ублажаем тя, преподобие отче Серафиме, и чтем святую память твою..." Редко переживаемый момент!.. Да и переживется ли еще когда-нибудь? Народ плачет, царь благоговейно молится, молодая царица — вся "молитва".

Вот уже и певчие от лица всего народа ублажили преподобного, как святого угодника Божия... Прочитано уже Евангелие. Наступила пора прикладываться ко святым мощам. Ах, если бы моя милая молодежь видела, как молились царь с царицами и князья с княгинями!.. Не только в землю кланялись, не только лобызали святые мощи... Но и головой некоторые, чисто по-народному, касались мощей... И симпатичной представляется такая простота и такое вместе с тем смирение... И чувствовалось, что у царственных богомольцев забот побольше нашего; чувствовалось, что есть у них какие-то заветные думы и с сердечным умилением они излагали их сокровенно новоявленному Божию угоднику.

В начале канона их величества, понесшие столько трудов за этот день, ушли во дворец. В десять часов с минутами закончилась и всенощная. Непосредственно после всенощного бдения начали допускать ко святым мощам народ... В монастыре пройти от массы народа трудно... К сожалению, пока еще и порядка в деле этом мало... А что делается за монастырем!.. Народ как бы оцепил сейчас монастырь... Всем хочется попасть ко святым мощам поскорее... а в монастырь почти не попасть... И вот стоят они около монастыря и, руководимые духовенством тамбовским, поют... Вышли мы уже в двенадцатом часу ночи на балкон... С разных концов раздается церковное пение. Вот, здесь допевают величание преподобному, там — время от времени, не особенно стройно, но с большим воодушевлением раздается "преподобие отче Серафиме, моли Бога о нас"... А в некоторых местах поют даже Пасхальный канон... И вся эта масса народа стоит около монастыря со свечами в руках... Картина поистине трогательная!

Сегодня литургия началась в восемь часов утра. Служили все владыки, двенадцать архимандритов, восемь протоиереев и иереев. Малый вход... Раздается песнопение, и в обычное-то время так сильно действующее на душу: "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны. Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуиа!"... Но на этот раз оно или пелось как-нибудь иначе, или, вернее, воспринималось сердцем иначе... Дело в том, что при начале этого песнопения святые мощи в кипарисовом гробу были вынуты из гроба дубового, и на руках архиереев и архимандритов обнесены вокруг престола и снова поставлены во гроб (только уже не на середину церкви, а в раку, куда в это время был установлен гроб дубовый)... Идем медленно... Поем протяжно "спаси ны, Сыне Божий... во святых дивен Сый"... И невольно как-то чувствуется, что так к нам близко, у нас же на руках тот заступник, заступнических молитв которого мы сейчас просим... Литургия продолжалась и закончилась обычным порядком. В конце ее сказал слово высокопреосвященный архиепископ Казанский.

После литургии перед святыми мощами было положено начало молебну преподобному Серафиму... При пении "Бог Господь" святые мощи в дубовом гробу, но уже открытом, были снова вынуты из раки и на руках его величества, владык, великих князей, архимандритов вынесены из собора и установлены на прежние носилки... Начался снова Крестный ход. По-прежнему особы царской фамилии несли гроб... По-прежнему плакал, рыдал стоявший по сторонам народ... Время от времени на святые мощи кидали из толпы народа, несмотря на все предупреждения, холст, пряжу, полотенца...

Во время Крестного хода, на этот раз направившегося вокруг соборов Успенского и Живоносного Источника, совершался молебен преподобному. Закончился же молебен уже в Успенском соборе молитвой угоднику, выслушанной коленопреклоненно.

Далее... многолетия... Между прочим, подробность... Государю многолетствовали, как "веры Христовой покровителю, защитнику..." И какой глубокий смысл был в этом многолетии после Саровских торжеств!

Их величества и их высочества прикладывались ко кресту, к святым мощам. Владыка митрополит всех их благословил иконами преподобного Серафима... Раздалось могучее "ура..." Это — государь идет среди народа к себе во дворец.

Торжество прославления угодника Божия таким образом закончилось. Всюду общее ликование, сердечные поздравления и — даже христосование...

Сегодня же, в два часа дня (а литургия с Крестным ходом закончилась к двенадцати часам) обитель Саровская гостеприимно предложила своим гостям праздничную трапезу. Трапезу удостоили своим посещением их величества и другие особы Императорской фамилии. Присутствовали на трапезе все лица государевой свиты. Всех приглашенных было триста человек, очень симпатичным казалось то, что Саров и здесь себе верным оказался... К роскошному обеду не было подано никакого вина (хотя кухмистер почему-то посуды соответствующей и понаставил). Вместо вина в сосудах из белого железа были наставлены на столах монастырские квасы и меды. Тарелки под этими сосудами, вазы для фруктов, перечницы, солонки, — все из дерева, местного Саровского приготовления. Обед прошел прекрасно.

Полагать можно, что обед стоил обители немалых денег. "Ничего, батюшка, угодничек пошлет обители", — так говорил мне перед обедом отец игумен... Кончается обед и все узнают, что государь изволил пожаловать на нужды обители двадцать тысяч рублей. Да, крепко надеются на Бога и Его угодника саровцы... И не посрамляются! Жертвы льются в обитель целым потоком... Евангелия, сосуды, лампады... Помогает святой угодник своей обители.

Возвращусь немного назад... Не хотелось бы об этом умолчать... Вчера государь с великими князьями ходил пешком на источник преп. Серафима. Здесь он помолился, выпил воды из источника, расспрашивал об источнике, заходил, в купальню. Государыни и великие княгини ездили в экипажах. От источника государь пешком же прошел в дальнюю пустыньку. Пешком они возвратились в монастырь. Это пешее паломничество государя произвело сильное впечатление не только на простой народ... А и совершалось оно на глазах всего народа: на всем протяжении стояли мужички и бабы... Их "ура" не смолкало несколько часов... Доносилось оно ясно даже и в обитель. Тронуло всех и то доверие, которое проявлено было государем к народу!.. Ведь согласись, что те казаки, которые в некоторых местах стояли, не представляли, да и не могли представить из себя никакой охраны... Господь, угодник Божий, да любовь народная к своему царю-батюшке, — вот неизменные стражи государя в Сарове... Народ со слезами, без малейшего преувеличения, рассказывает, как "он, родимый, совсем мимо меня прошел. Да такой приветливый!.." Впрочем, фотография работала на славу, и мне кажется, что отпечатает много таких моментов, от которых и не в Сарове на глазах появятся слезы.

Завтра утром их величества отбывают из Сарова... Как-то грустно становится... Впрочем... первый день Саровской пасхи прошел!.. Начинается пасхальная неделя... А она всегда скучнее первого дня...

Только что отрывался от письма с нарочной целью, — пройтись среди народа, наполнившего монастырь (о выходе из монастыря не может быть и речи. Толпа тысяч в пятьдесят ждет входа в монастырь. Сдерживают ее напор и несколько ослабляют натиск казаки. Выйти из монастыря еще кое-как можно. Но возвратиться в монастырь, — слишком трудно...). Впущенные в монастырь выстроены в ряды от Святых ворот до Успенского собора... Всех рядов — четыре; в каждом ряду по триста пар, и даже побольше. Впускают в собор человек по сто. Остальные весьма терпеливо ждут своей очереди. Вдоль толпы иногда проходит В.К.С. и раздает народу книжки и листки...

Постоянно несут расслабленных, параличных... Человек десять—пятнадцать едва справляются с бесноватыми... И как обильно всюду проявляется сила Божия! Сейчас, как говорит народ, безногая стала ходить... Бесноватый тихо стоит в углу и все время шепчет: "Отче Серафиме..." Какой-то офицер здесь же допрашивает этих и других исцеленных... Да, — много среди этой многотысячной толпы и радости сейчас, но есть много и горя... Вот сценка у северо-восточного угла собора... Толпа окружила исцеленную... Все молятся, радуются, радуются не менее исцеленной... И здесь же сидит на могильной плите старуха с юношей лет двадцати, слепым... Старуха горько плачет, ропщет на свою судьбу... "Думала хоть здесь найти помощь... Нет, не видит и сейчас мой ничего..." А юноша, все время стоя на коленях на той же могильной плите, без остановки кладет свои поклоны по направлению к собору... Старался я разъяснить старухе, что с ропотом не получишь просимого... Не знаю, поняла ли она меня.

Пишу... А мысли рассеиваются... В полураскрытое окно опять несется "ура". Государь из своих покоев прошел в покои царицы-матери... Все машут шапками, платками... И проходить-то приходится через самое боевое место: между покоями Успенский собор с постоянной толпой народа.

Завтра утром напутственный молебен государю. Я нигде завтра не служу. Воспользуюсь случаем и схожу еще на источник. В понедельник, двадцать первого, владыка митрополит освящает церковь во имя преп. Серафима, сооруженную в южном корпусе монастыря: Келья преподобного вошла в новый собор. Владыка наш служит здесь же двадцать второго и' затем уезжает... Закончим тогда же и мы дело, для которого приехали. Если Господь благословит, выеду обратно двадцать второго же или, в крайнем случае, двадцать третьего. О дне приезда извещу. Впрочем, завтра позволю написать еще одно, и вероятно, последнее отсюда письмо. Горячо я сегодня молился за всех вас. Мой братский привет отцу П., поклон молодежи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий